3. Страх физической боли. Некоторым свойственен этот страх 305] как подспудная причина всех тревог, как бы мало они его ни осознавали. В действительности, это результат трех других видов страха, перегрузок, испытываемых астральным телом, напряжения, вызванного работой воображения, и перенапряжения физической нервной системы вследствие умс¬твенной деятельности. Нервная система становится чрезмер¬но чувствительной и способной к самому острому физическо¬му страданию. Болезни и недомогания, которые обычному, более флегматичному человеку кажутся не имеющими никакого жизненно важного значе¬ния, обостряются до состояния настоящих мук. Это долж¬но быть признано теми, кто заботится о больных; должны прини¬маться меры по улучшению физического состояния при по¬мощи успокаивающих и обезболивающих средств, с тем чтобы уже переутомленная нервная система не испытывала чрез¬мерного напряжения.
Вы спросите, одобряю ли я использование эфира и хлоро¬форма при операциях, а также применение успокаивающих средств. Принципиально – нет, но в качестве временной меры – несомненно. Когда кон¬такт человека со своей душой упрочится и когда он разовьет способность входить и выходить из своего физического тела по желанию, подобные меры помощи больше не будут нужны. В настоящее же время они могут рассматриваться в ка¬честве необходимых, обусловленных мировой Кармой и точ¬кой эволюции расы. Конечно, я не ратую за употребление наркотиков и сильнодействующих лекарств истеричными и неуравновешенными людьми, но я не против разумного приема обезболивающих средств под мудрым присмотром врача.
4. Страх неудачи. Он поражает многих людей во многих сферах. Страх, что не удастся сделать добро; страх, что мы можем не удостоиться любви и восхищения тех, кого мы любим; страх, что другие нас презирают или смотрят на нас сверху вниз; страх, что можно упустить благоприятную воз¬можность и не воспользоваться ею, – все это аспекты ком¬плекса страха, накладывающего отпечаток на жизни многих достойных лю¬дей. Он может обусловливаться чуждым по духу, непонимающим окружением, оснащенностью, кажущейся несоответствующей своей задаче, и во 306] множестве случаев уходит своими кор¬нями в тот факт, что человек является учеником или по-на¬стоящему большой душой, готовой идти по Пути Испыта¬ния.
Человек ощутил касание души; он имел видение и увидел возможность; он рассматривает и оценивает свою лич¬ность с точки зрения предстоящей работы и качеств людей, с которыми она привела его в контакт. Результатом бывает сильнейший комплекс неполноценности, поскольку питают его реальные потоки силы сверху. Энергия, как известно, сле¬дует за мыслью и окрашена качеством этой мысли. Человек критически, с отвращением рассматривает свою личность, тем самым подпитывая именно то, о чем он сожалеет, и, следовательно, делает себя еще более несоответствующим своей задаче. Это порочный круг борьбы, который должен быть преодолен полным осознанием истины, заключенной в словах: «Каковы мысли его, таков и он». Если он сосредотачивает внимание на природе всеведущей души, он становится подобен этой душе. Его мысль сфокусирована в сознании души, и он становится душой, проявленной через личность.